Почему инвестиции в технологичные стартапы остаются интересными

Несмотря на волатильность рынков, инвестиции в технологичные стартапы до их выхода на биржу остаются привлекательными для инвесторов, а текущая просадка дополнительно формирует интересные точки входа в лидирующие компании. Finsight VC рассказал, почему продолжает искать новые интересные late-stage сделки на частном рынке и как обстоят дела в этом сегменте.

инвестиции

Технологические лидеры крупных цифровых сегментов рынка продолжают расти темпами существенно выше средних исторических значений благодаря акселерации цифровой трансформации как в консьюмерских, так и b2b-сегментах и, как следствие, оцениваться выше средних исторических значений мультипликаторов. Текущая просадка формирует интересные точки входа в лидирующие компании, в том числе в США, Юго-Восточной Азии и Латинской Америке.

Рассмотрим основные факторы привлекательности late-stage инвестиций:

Акселерация темпов роста цифровых рынков формирует условия, отличные от исторических. Коронаризисный 2020 год привел не только к максимальным значениям мультипликаторов технологических компаний, но и акселерации цифровой трансформации мировой экономики, которая продолжилась и в 2021 году.

Глобальный рынок e-commerce вырос на 28% YoY в 2020 году (США — рост 40% YoY), наиболее динамично рос объем рынка онлайн заказа еды (45% YoY). Доля e-commerce выросла до 18% от всего ритейла. В 2019 году глобальный рынок e-commerce вырос менее чем на 20%.

Рост объема рынка облачной инфраструктуры как сервиса (IaaS) ускорился с 35% в 2019 году до 50% в 2020-м, объем рынка в 2020 году составил $150 млрд. Компании, входящие в индекс Bessemer Cloud 100 выросли по выручке в среднем на 80%. B2B цифровые рынки также активно растут: например, рынок кибербезопасности еще в 2004 году составлял всего $3,5 млрд, а в 2021 году достиг $262 млрд, причем к 2025 году прогнозируется рост до $460 млрд.

Глобальный рынок автоматизации бизнес-процессов (robotic process automation) составлял менее $200 млн еще в 2016 году, а в 2021 году только лидер этого рынка — UiPath — заработал $885 млн.

Инновационные компании начали еще быстрее вытеснять с рынка менее эффективные устаревшие компании, что позволяет им расти быстрее рынка и, как следствие, оцениваться с премией. Цифровые компании — от Netflix и Uber, которые полностью изменили рынки дистрибуции контента и такси, до более современных Figma, GoPuff, Klarna/Affirm — продолжают дисраптить традиционные сегменты рынков.

Figma. Компания, запущенная в формате бета-продукта в 2015 году, реализовала функционал legacy-компаний (Adobe, Sketch, InVision) в браузере и открыла фреймворк для создания плагинов. На сегодняшний момент Figma используется в 5 раз большим количеством дизайнеров для прототипирования и UI-разработки, чем Adobe XD/Photoshop.

GoPuff. Зародившись как приложение для экспресс-доставки снэков у университетских кампусов, GoPuff заработал $2 млрд выручки в 2021 году. Доставка еды — самый растущий сегмент в e-commerce. Такие компании, как Rappi, GoPuff, Jokr, Getir, Flink, Gorillas могут полностью изменить современный фудритейл, оставив многомиллиардные компании с падающей выручкой (например, выручка одного из крупнейших grocery-ритейлеров Kroger не изменилась за 2020 год YoY)

BNPL-провайдеры Klarna/Affirm/AfterPay заставили крупнейшие банки бороться за бизнес кредитных карт. Из нишевого инструмента оплаты BNPL превратился в более современную и прозрачную альтернативу кредитным картам, которой в США на апрель 2021 год пользовались хотя бы один раз более 60% консьюмеров (половина из которых делает это регулярно).

Цифровая трансформация происходит по всему миру, формируя локальных технологических чемпионов, которые за счет большей кастомизации и понимания особенностей рынка обыгрывают глобальных игроков, оставаясь hyperlocal:

Rappi вытеснил Uber Eats, который полностью закрыл бизнес в Колумбии, со своего домашнего рынка. iFood/Rappi также вытеснили Uber Eats с рынка доставки из ресторанов в Бразилии. В Индии Uber продал бизнес Uber Eats локальному конкуренту — Zomato (до поглощения у Uber Eats было менее 13% рынка).

Необходимость лицензирования и поддержки локальных методов оплаты также формирует региональных чемпионов. Например, локальные современные онлайн эквайеры Toss Payments (Корея), RazorPay (Индия), Xendit (Индонезия), Flutterwave (Нигерия) доминируют на своих домашних рынках.

Локальные SuperApps (например, Toss в Корее, Gojek в Индонезии, Rappi в Латинской Америке) выигрывают конкуренцию за первый экран и внимание пользователей, успешно допродавая широкий набор сервисов и максимизируя эффективность юнит-экономики (рост ARPU/LTV при неизменности CAC)

В B2B-сегментах локальные бизнесы также могут успешно выигрывать конкуренцию у международных гигантов. Например, GupShup (международный конкурент — Twilio) абсолютный лидер рынка communication API в Индии (90% местных «юникорнов» используют Gupshup).

Сегодня 90% капитализации всех технологических компаний приходится на США (60%) и Китай (30%), но мы думаем, что доля этих двух стран будет постепенно падать по мере развития локальных чемпионов.

Мультипликаторы публичных технологических компаний уже прошли через существенную коррекцию

Медианный мультипликатор EV/Sales NTM технологических компаний сократился с исторически максимальных значений до уровней 2018 года (8х EV/Sales NTM), более 40% компаний индекса Nasdaq 100 скорректировались на 50%+ от all time high

Morgan Stanley подсчитал, что рост процентных ставок на 2% должен привести в среднем к сокращению мультипликатора EV/Sales high growth компаний на 34%. При этом большинство компаний сектора уже скорректировались более чем на 50% при темпах роста выручки более 30%. Рынки уже заложили рост ставок на 2% в 2022 году, и даже при продолжении агрессивного ужесточения монетарной политики в 2023 году рост выручки технологических компаний компенсирует рост процентных ставок на 2% в год, то есть дальнейшее снижение мультипликаторов ограничено.

В то же время лучшие компании могут долгосрочно торговаться по 20х выручек и расти более чем на 30% YoY после IPO. Например, компании Atlassian, ServiceNow, Okta, Veeva, вышедшие на IPO ранее 2015 года, торгуются с момента размещения со средним мультипликатором Ev/Sales 2021 = 21x и растут в среднем на 39% YoY по выручке.

Уже сегодня мы видим индикаторы замедления инфляции в США (рост запасов, падение цен на автомобили QoQ), что формирует ожидания приближения инфляции к долгосрочным таргетам регуляторов во II полугодии 2022 года. Ожидаемые темпы роста акций компаний из традиционных отраслей могут замедлиться на фоне акселерации цифровой трансформации отраслей, что может привести к ротации в акции технологических компаний, рост выручки которых в меньшей степени зависит от макропоказателей

Правильная стратегия, экспертиза и локальное присутствие на ключевых рынках — основные факторы успеха на рынке late-stage

В текущих условиях стратегия Finsight VC на late-stage рынке — не переплачивать за хайп, отбирать только наиболее фундаментально сильные компании и географического арбитража в совокупности с локальным присутствием в США, Юго-Восточной Азии и Латинской Америке. Finsight VC продолжает фокусироваться на технологических лидерах, а не на средних компаниях, цены на которые скорректировались сильнее на частном рынке. Опыт в структурировании сложных сделок в различных странах позволяет Finsight VC дотягиваться до лучших компаний (Confluent, Gitlab, Toss), существенно ограничивающих передачу собственных акций (через механизмы ROFR, Board Approval, усиленного KYC инвесторов).

Мы всегда несем риск вместе с инвесторами, размещая капитал акционеров в каждую сделку, которую мы предлагаем.

Author: finprognozy

Добавить комментарий