Российская авиация. Выход из кризиса не найден, но иранский сценарий исключен

Санкции против авиаотрасли. Авиасектор России оказался под сильным ударом экономических санкций со стороны Запада. Ограничения предполагают закрытие для российских судов воздушного пространства 36 стран, включая государства ЕС, Великобританию и США, а также запрет на лизинг и поставку зарубежных самолетов, запчастей и оборудования, предоставление услуг по техобслуживанию и страхованию.

После того как европейские органы гражданской авиации начали отзывать сертификаты летной годности нескольких сотен лайнеров российских авиакомпаний, без которых самолеты не имеют права подниматься в воздух, Россия срочно начала перевод воздушных судов в российский реестр. На данный момент в Росреестре зарегистрировано 1182 самолета из 1288, которые эксплуатируются в стране. Данная мера позволяет законно использовать самолеты на территории России, а также в тех странах, которые примут российские сертификаты.

Власти ЕС в апреле приняли поправку к санкциям, в соответствии с которой российским авиакомпаниям предоставляется возможность выкупить самолеты у европейских лизингодателей. В мае благодаря этому послаблению «Аэрофлот» выкупил восемь самолетов Airbus A330.

Немаловажным остается вопрос о закупке запчастей и оборудования для самолетов. Основными претендентами на сотрудничество с Россией по данному вопросу выступают Турция и Индия. При этом сейчас известно, что Китай отказался поставлять российским авиакомпаниям запчасти для воздушных судов.

Иранский сценарий. Существует иранский сценарий разрешения текущей непростой ситуации в авиации России, но мы полагаем, что такая стратегия не сможет в полной мере разрешить проблемы. Речь идет об использовании некоторых самолетов в качестве источника запасных частей.

Ключевыми отличиями России от Ирана в вопросе гражданской авиации являются число самолетов, площадь территории, численность населения. У Ирана 250 самолетов и 1288 — в России, по данным на 2018 год. У российской стороны очевидно большая потребность в авиаперевозках, чем у Ирана. Тем не менее на начальном этапе, пока осуществляется поиск альтернативных поставщиков техники, российские авиакомпании будут следовать по иранскому пути.

Отечественное авиастроение. Также у России есть возможность возрождения отечественного авиастроения. Минпромторг намерен сертифицировать отечественный двигатель ПД-8 для SSJ в ближайшем будущем и нарастить производство данной модели с 23–24 до 40 самолетов в год. В Казани рассматривают возможность строить по 10 Ту-214 в год. По самолетам МС-21 сейчас планируется выйти на уровень производства 4 машины в год, затем постепенно 10-15, потом 36 машин и затем уже 72 самолета в год.

Объемы перевозок. Пока пути для разрешения кризисной ситуации в отрасли не найдены, воздушное пространство с рядом стран обоюдно закрыто и существует риск ареста зарубежных самолетов. Объемы зарубежных перевозок российскими авиакомпаниями значительно снизились год к году в марте-апреле. В то же время показатели на внутреннем рынке оказались под давлением за счет ограничения на полеты в 11 аэропортов юга России, которые вчера были продлены до 6 июня. Суммарный пассажиропоток в марте снизился на 20% г/г до 5,2 млн человек, в апреле — на 30% г/г до 5,03 млн человек.

Лидером по объему перевозок в марте-апреле является S7 Airlines – авиакомпания перевезла 974,6 тыс. человек (-26% г/г) в марте и 1,037 млн (-23% г/г) в апреле. «Аэрофлот» обслужил в марте 837 тыс. пассажиров (-32% г/г), в апреле – 897 тыс. (-35% г/г). Лоукостер «Победа» в марте перевез 910 тыс. человек (-7% г/г), в апреле – 745,3 тыс. (-26% г/г), что было связано с решением менеджмента сократить парк эксплуатируемых Boeing 737-800 с 41 до 25 для оптимизации «потребностей в запчастях для всего флота». Пассажиропоток региональной авиакомпании «Россия» в марте составил 456 тыс. человек (-18% г/г), а в апреле – 535,3 тыс. (-16% г/г).

Положение авиакомпании «Россия» в текущих обстоятельствах менее подвержено рискам, поскольку все 125 зарубежных самолетов переведены в российский реестр, а большая часть парка состоит из отечественных SSJ 100 – при этом материнская компания «Аэрофлот» продолжает передавать «дочке» российские самолеты в эксплуатацию.

Если рассматривать ситуацию по загруженности российских аэропортов, то пассажиропоток ожидаемо сильно просел, что в первую очередь связано с существенным падением международного трафика и ограничениями на полеты на юг страны. В том числе пассажиропоток аэропорта Нижнего Новгорода Стригино в апреле снизился на 30,7% г/г до 63,6 тыс. человек, калининградского аэропорта Храброво — на 20% г/г до 213,9 тыс. человек, петербургского Пулково – на 16% г/г до 1,022 млн человек.

Значительно сократился пассажиропоток из регионов в московские аэропорты по причине, опять же, снижения международного авиасообщения. В Москву из Екатеринбурга в апреле летало на 29% меньше пассажиров, из Самары – на 36%. В то же время межрегиональный трафик в обход Москвы остается в большинстве случаев выше показателей 2019 года.

Пассажирооборот на межрегиональных рейсах самарского аэропорта Курумоч в апреле увеличился на 13% к апрелю 2019 году до 62 тыс. человек. В екатеринбургском аэропорту Кольцово перелеты по России, минуя Москву, выросли на 8,5% к апрелю 2019 года, но снизились на 20,7% в сравнении с рекордными значениями аналогичного периода 2021 года, когда авиаперевозчики сделали акцент на развитии внутренней маршрутной сетки в условиях пандемии.

За счет сокращения международного авиасообщения основная часть зарубежных рейсов приходится на московские аэропорты, поэтому оценивая статистику перелетов из Москвы, можно выделить следующие наиболее востребованные направления в апреле текущего года: на международных маршрутах – это Стамбул, Ташкент, Дубай, Ош, Бишкек и Минск; на внутренних — Сочи, Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань и Екатеринбург.

Страны, которые принимают россиян. На конец мая есть 20 стран, которые принимают российских туристов и куда можно улететь из России прямыми рейсами без пересадок:

  • Турция (чартеры и регулярные рейсы из Москвы и ряда регионов в Анталью, Стамбул, Бодрум и Даламан, рейсы Turkish Airlines, Corendon Airlines, Pegasus Airlines, Red Wings, AZUR air, «Аэрофлот», «Азимут»),
  • Египет (только из Москвы в Хургаду и Шарм-эль-Шейх, рейсы Egypt Air, Red Wings и новая программа IFly),
  • ОАЭ (из Москвы и регионов в Дубай и Абу-Даби, регулярные рейсы Emirates, flydubai, Etihad),
  • Катар (только из Москвы, регулярные рейсы Qatar Airways),
  • Мальдивы (только из Москвы, регулярные рейсы «Аэрофлота»),
  • Шри-Ланка (только из Москвы, регулярные рейсы «Аэрофлота»),
  • Бахрейн (только из Москвы, регулярные рейсы Gulf Air),
  • Израиль (рейсы из Москвы и 2 регионов в Тель-Авив),
  • Абхазия (рейсы российских авиакомпаний из Москвы и регионов),
  • Казахстан (Москва — Актау, рейсы «Аэрофлота» и SCAT),
  • Сербия (только Москва — Белград, летом прибавятся регионы (Сочи), рейсы Air Serbia),
  • Иран (только Москва — Тегеран, рейсы Mahan Air, Nordwind),
  • Индия (только Москва — Дели, регулярные рейсы «Аэрофлота»),
  • Венесуэла (2 раза в месяц Москва – Каракас, только регулярные рейсы Conviasa),
  • Белоруссия (из Москвы и регионов),
  • Узбекистан (из Москвы и регионов),
  • Армения (из Москвы и регионов),
  • Азербайджан (только из Москвы),
  • Киргизия (из Москвы и регионов),
  • Тджикистан (из Москвы и регионов).

Перспективы «Аэрофлота». Что касается финансового положения непосредственно «Аэрофлота», то оно остается крайне неопределенным. Менеджмент компании принял решение временно не публиковать финансовую отчётность за 1 квартал 2022 года в связи с тем, что часть акционеров не имеют возможности принимать инвестиционные решения и совершать действия с ценными бумагами, а значит такое раскрытие информации может поставить ряд заинтересованных сторон в более выгодное положение по отношению к другим.

Однако есть операционные показатели за март и 1 квартал текущего года. Согласно последним данным, мы видим, что пассажиропоток авиакомпаний группы в марте снизился на 20,4% г/г до 2,2 млн человек, при этом на внутренних линиях показатель уменьшился на 15,7% г/г до 2 млн, на международных – на 50% г/г до 189,4 тыс.  Процент занятости пассажирских кресел снизился на 3,3 п.п. г/г до 79,5%.

При этом «Победа» остается точной роста компании – пассажиропоток лоукостера в марте снизился самыми медленными темпами в сравнении с другими авиалиниями материнской компании – на 7,3% г/г, процент занятости кресел самый высокий – на уровне 92,2%, налет по парку увеличился на 14,5% г/г.  В то же время ранее мы упоминали о сильном положении региональных авиалиний «России» за счет передачи отечественных SSJ 100 от «Аэрофлота» и перевода всех 125 зарубежных самолетов в российский реестр.

В долгосрочной перспективе глобальные проблемы для авиасектора России будут оказывать негативное воздействие на финансовые и операционные показатели «Аэрофлота», но в весенне-летние месяцы пассажиропоток поддержат отпускной сезон и большое количество ваучеров за отмененные зимой рейсы, а также драйвером роста выступит снятие ограничений на полеты на юг страны.

Помимо этого, поддержку акциям «Аэрофлота» окажет государственная помощь – на данный момент обсуждаются меры по докапитализации на сумму около 80 млрд руб., а в конце мая Росавиация подписала приказ о выделении авиаперевозчику 7,89 млрд руб. субсидий.

Тем не менее, учитывая крайне неопределенную экономическую ситуацию в стране, разрушающее воздействие западных санкций на авиацию России, а также высокую волатильность на фондовом рынке и приостановку публикации финансовой отчетности менеджментом авиаперевозчика, наша рекомендация по бумагам «Аэрофлота» находится на пересмотре.

Author: finprognozy

Добавить комментарий