Санкции против авиаотрасли. Авиасектор России оказался под сильным ударом экономических санкций со стороны Запада. Ограничения предполагают закрытие для российских судов воздушного пространства 36 стран, включая государства ЕС, Великобританию и США, а также запрет на лизинг и поставку зарубежных самолетов, запчастей и оборудования, предоставление услуг по техобслуживанию и страхованию.
После того как европейские органы гражданской авиации начали отзывать сертификаты летной годности нескольких сотен лайнеров российских авиакомпаний, без которых самолеты не имеют права подниматься в воздух, Россия срочно начала перевод воздушных судов в российский реестр. На данный момент в Росреестре зарегистрировано 1182 самолета из 1288, которые эксплуатируются в стране. Данная мера позволяет законно использовать самолеты на территории России, а также в тех странах, которые примут российские сертификаты.
Власти ЕС в апреле приняли поправку к санкциям, в соответствии с которой российским авиакомпаниям предоставляется возможность выкупить самолеты у европейских лизингодателей. В мае благодаря этому послаблению «Аэрофлот» выкупил восемь самолетов Airbus A330.
Немаловажным остается вопрос о закупке запчастей и оборудования для самолетов. Основными претендентами на сотрудничество с Россией по данному вопросу выступают Турция и Индия. При этом сейчас известно, что Китай отказался поставлять российским авиакомпаниям запчасти для воздушных судов.
Иранский сценарий. Существует иранский сценарий разрешения текущей непростой ситуации в авиации России, но мы полагаем, что такая стратегия не сможет в полной мере разрешить проблемы. Речь идет об использовании некоторых самолетов в качестве источника запасных частей.
Ключевыми отличиями России от Ирана в вопросе гражданской авиации являются число самолетов, площадь территории, численность населения. У Ирана 250 самолетов и 1288 — в России, по данным на 2018 год. У российской стороны очевидно большая потребность в авиаперевозках, чем у Ирана. Тем не менее на начальном этапе, пока осуществляется поиск альтернативных поставщиков техники, российские авиакомпании будут следовать по иранскому пути.
Отечественное авиастроение. Также у России есть возможность возрождения отечественного авиастроения. Минпромторг намерен сертифицировать отечественный двигатель ПД-8 для SSJ в ближайшем будущем и нарастить производство данной модели с 23–24 до 40 самолетов в год. В Казани рассматривают возможность строить по 10 Ту-214 в год. По самолетам МС-21 сейчас планируется выйти на уровень производства 4 машины в год, затем постепенно 10-15, потом 36 машин и затем уже 72 самолета в год.
Объемы перевозок. Пока пути для разрешения кризисной ситуации в отрасли не найдены, воздушное пространство с рядом стран обоюдно закрыто и существует риск ареста зарубежных самолетов. Объемы зарубежных перевозок российскими авиакомпаниями значительно снизились год к году в марте-апреле. В то же время показатели на внутреннем рынке оказались под давлением за счет ограничения на полеты в 11 аэропортов юга России, которые вчера были продлены до 6 июня. Суммарный пассажиропоток в марте снизился на 20% г/г до 5,2 млн человек, в апреле — на 30% г/г до 5,03 млн человек.
Лидером по объему перевозок в марте-апреле является S7 Airlines – авиакомпания перевезла 974,6 тыс. человек (-26% г/г) в марте и 1,037 млн (-23% г/г) в апреле. «Аэрофлот» обслужил в марте 837 тыс. пассажиров (-32% г/г), в апреле – 897 тыс. (-35% г/г). Лоукостер «Победа» в марте перевез 910 тыс. человек (-7% г/г), в апреле – 745,3 тыс. (-26% г/г), что было связано с решением менеджмента сократить парк эксплуатируемых Boeing 737-800 с 41 до 25 для оптимизации «потребностей в запчастях для всего флота». Пассажиропоток региональной авиакомпании «Россия» в марте составил 456 тыс. человек (-18% г/г), а в апреле – 535,3 тыс. (-16% г/г).
Положение авиакомпании «Россия» в текущих обстоятельствах менее подвержено рискам, поскольку все 125 зарубежных самолетов переведены в российский реестр, а большая часть парка состоит из отечественных SSJ 100 – при этом материнская компания «Аэрофлот» продолжает передавать «дочке» российские самолеты в эксплуатацию.
Если рассматривать ситуацию по загруженности российских аэропортов, то пассажиропоток ожидаемо сильно просел, что в первую очередь связано с существенным падением международного трафика и ограничениями на полеты на юг страны. В том числе пассажиропоток аэропорта Нижнего Новгорода Стригино в апреле снизился на 30,7% г/г до 63,6 тыс. человек, калининградского аэропорта Храброво — на 20% г/г до 213,9 тыс. человек, петербургского Пулково – на 16% г/г до 1,022 млн человек.
Значительно сократился пассажиропоток из регионов в московские аэропорты по причине, опять же, снижения международного авиасообщения. В Москву из Екатеринбурга в апреле летало на 29% меньше пассажиров, из Самары – на 36%. В то же время межрегиональный трафик в обход Москвы остается в большинстве случаев выше показателей 2019 года.
Пассажирооборот на межрегиональных рейсах самарского аэропорта Курумоч в апреле увеличился на 13% к апрелю 2019 году до 62 тыс. человек. В екатеринбургском аэропорту Кольцово перелеты по России, минуя Москву, выросли на 8,5% к апрелю 2019 года, но снизились на 20,7% в сравнении с рекордными значениями аналогичного периода 2021 года, когда авиаперевозчики сделали акцент на развитии внутренней маршрутной сетки в условиях пандемии.
За счет сокращения международного авиасообщения основная часть зарубежных рейсов приходится на московские аэропорты, поэтому оценивая статистику перелетов из Москвы, можно выделить следующие наиболее востребованные направления в апреле текущего года: на международных маршрутах – это Стамбул, Ташкент, Дубай, Ош, Бишкек и Минск; на внутренних — Сочи, Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань и Екатеринбург.
Страны, которые принимают россиян. На конец мая есть 20 стран, которые принимают российских туристов и куда можно улететь из России прямыми рейсами без пересадок:
- Турция (чартеры и регулярные рейсы из Москвы и ряда регионов в Анталью, Стамбул, Бодрум и Даламан, рейсы Turkish Airlines, Corendon Airlines, Pegasus Airlines, Red Wings, AZUR air, «Аэрофлот», «Азимут»),
- Египет (только из Москвы в Хургаду и Шарм-эль-Шейх, рейсы Egypt Air, Red Wings и новая программа IFly),
- ОАЭ (из Москвы и регионов в Дубай и Абу-Даби, регулярные рейсы Emirates, flydubai, Etihad),
- Катар (только из Москвы, регулярные рейсы Qatar Airways),
- Мальдивы (только из Москвы, регулярные рейсы «Аэрофлота»),
- Шри-Ланка (только из Москвы, регулярные рейсы «Аэрофлота»),
- Бахрейн (только из Москвы, регулярные рейсы Gulf Air),
- Израиль (рейсы из Москвы и 2 регионов в Тель-Авив),
- Абхазия (рейсы российских авиакомпаний из Москвы и регионов),
- Казахстан (Москва — Актау, рейсы «Аэрофлота» и SCAT),
- Сербия (только Москва — Белград, летом прибавятся регионы (Сочи), рейсы Air Serbia),
- Иран (только Москва — Тегеран, рейсы Mahan Air, Nordwind),
- Индия (только Москва — Дели, регулярные рейсы «Аэрофлота»),
- Венесуэла (2 раза в месяц Москва – Каракас, только регулярные рейсы Conviasa),
- Белоруссия (из Москвы и регионов),
- Узбекистан (из Москвы и регионов),
- Армения (из Москвы и регионов),
- Азербайджан (только из Москвы),
- Киргизия (из Москвы и регионов),
- Тджикистан (из Москвы и регионов).
Перспективы «Аэрофлота». Что касается финансового положения непосредственно «Аэрофлота», то оно остается крайне неопределенным. Менеджмент компании принял решение временно не публиковать финансовую отчётность за 1 квартал 2022 года в связи с тем, что часть акционеров не имеют возможности принимать инвестиционные решения и совершать действия с ценными бумагами, а значит такое раскрытие информации может поставить ряд заинтересованных сторон в более выгодное положение по отношению к другим.
Однако есть операционные показатели за март и 1 квартал текущего года. Согласно последним данным, мы видим, что пассажиропоток авиакомпаний группы в марте снизился на 20,4% г/г до 2,2 млн человек, при этом на внутренних линиях показатель уменьшился на 15,7% г/г до 2 млн, на международных – на 50% г/г до 189,4 тыс. Процент занятости пассажирских кресел снизился на 3,3 п.п. г/г до 79,5%.
При этом «Победа» остается точной роста компании – пассажиропоток лоукостера в марте снизился самыми медленными темпами в сравнении с другими авиалиниями материнской компании – на 7,3% г/г, процент занятости кресел самый высокий – на уровне 92,2%, налет по парку увеличился на 14,5% г/г. В то же время ранее мы упоминали о сильном положении региональных авиалиний «России» за счет передачи отечественных SSJ 100 от «Аэрофлота» и перевода всех 125 зарубежных самолетов в российский реестр.
В долгосрочной перспективе глобальные проблемы для авиасектора России будут оказывать негативное воздействие на финансовые и операционные показатели «Аэрофлота», но в весенне-летние месяцы пассажиропоток поддержат отпускной сезон и большое количество ваучеров за отмененные зимой рейсы, а также драйвером роста выступит снятие ограничений на полеты на юг страны.
Помимо этого, поддержку акциям «Аэрофлота» окажет государственная помощь – на данный момент обсуждаются меры по докапитализации на сумму около 80 млрд руб., а в конце мая Росавиация подписала приказ о выделении авиаперевозчику 7,89 млрд руб. субсидий.
Тем не менее, учитывая крайне неопределенную экономическую ситуацию в стране, разрушающее воздействие западных санкций на авиацию России, а также высокую волатильность на фондовом рынке и приостановку публикации финансовой отчетности менеджментом авиаперевозчика, наша рекомендация по бумагам «Аэрофлота» находится на пересмотре.