Санкции — какой будет Россия через 5-10 лет?

АКРА проанализировало опыт других крупных стран с похожей внешнеторговой специализацией, которые сталкивались с эмбарго, а также имели опыт жизни под длительными санкциями. Релевантными для прогноза по России признаны следующие страны и эпизоды:

1. ЮАР (1962–1971 годы): де-факто слабые ограничения импорта нефти из стран ОПЕК, а также импорта оружия; частичные барьеры для международного сотрудничества в сфере культуры, спорта и образования.

2. ЮАР (1986–1994 годы): сильные ограничения импорта из ЕС, США, Японии и ряда других стран; средние по силе ограничения экспорта в крупнейших товарных категориях; транснациональные компании прекращают инвестиции и сворачивают деятельность.

3. Иран (1979–1989 годы): заморозка международных резервов и частных иностранных активов; вторичные санкции со стороны США против компаний, ведущих бизнес и осуществляющих инвестиции; продолжение действия ограничений на экспорт нефтепродуктов; ирано-иракская война.

4. Иран (2010–2022 годы): запрет на импорт технологий нефтедобычи и производства нефтепродуктов и оружия из ЕС; запрет на инвестиции и кредитование правительства; отключение банков от SWIFT; нефтяное эмбарго (ЕС + США); заморозка международных резервов.

5. Венесуэла (2014–2022 годы): заморозка активов ЦБ и банков; ограничения экспорта в основных товарных категориях (США); ограничения импорта оружия из ЕС; уже существующий глубокий экономический и политический кризис.

Сходства. Все перечисленные эпизоды содержат элементы эмбарго со стороны одного из ведущих торговых партнеров, что, вероятно, будет относиться и к России на прогнозном горизонте (экспорт нефти и нефтепродуктов в ЕС). Как и Россия, все анализируемые страны в начале ограничений относились к группе стран со средними доходами (40–80 места по ВВП на душу населения по ППС в соответствующем году) и были относительно слабо открыты для внешней торговли (внешнеторговый оборот — 30–40% ВВП). Доля стран, де-юре присоединившихся к основным санкциям, в мировом ВВП была во всех случаях сопоставима на пике жесткости ограничений (>50%).

Отличия России. По сравнению с рассматриваемыми странами Россия к началу санкционных ограничений имела более диверсифицированную промышленность и более крупную экономику (в 2-7 раз), а также была в большей мере обеспечена природными ресурсами и продовольствием. Кроме того, до начала действия ограничений экономические политики в России, по-видимому, были заметно более продвинутыми. При этом экономика России перед введением ограничений не имела перспектив реализации демографического дивиденда для поддержки экономического роста, а скорость введения большинства жестких санкций в нашем случае была существенно выше (заняла несколько месяцев, а не лет).

Таблица 2. Основные характеристики санкционных режимов в рассматриваемых странах

Источник: Всемирный банк, локальные статистические агентства и центральные банки, расчеты АКРА

Выводы, сделанные из сравнения эпизодов, для прогноза с горизонтом 5-10 лет:

1. С течением времени санкции чаще де-факто ужесточаются даже без их юридического ужесточения (при условии сохранения политического статус-кво).

2. Достаточно жесткие санкции могут вести к снижению размеров экономики и деловой активности на 10–20% по сравнению с альтернативным сценарием, в рамках которого санкции не вводились.

3. Даже с учетом переориентации поставок на другие рынки эмбарго может снижать физические объемы экспорта и импорта, но ограничение импорта может носить более долгосрочный и ярко выраженный характер (потери до 40%).

4. Около половины негативных экономических эффектов в странах, существующих в условиях жестких санкций, нельзя напрямую ассоциировать с санкциями. Такие эффекты могут быть связаны с решениями во внешней и внутренней политике, которые были приняты до начала санкций и не являлись ответом на введение ограничений. Таким образом, снятие санкций не всегда позволяет компенсировать отставание в благосостоянии, аккумулированное за период санкционного режима.

Рисунок 1. Относительное благосостояние стран падало после начала действия санкционного режима*

* Но, скорее всего, не исключительно вследствие него. Так, на Иран в 1980-е годы также существенно влияла ирано-иракская война, а Венесуэла начала испытывать экономический кризис раньше 2014 года. Россия в 2014 году испытала шок платежного баланса, более чем наполовину связанный с пересмотром ожиданий по будущей конъюнктуре нефтяных цен.

Источник: Penn World Tables, расчеты АКРА

Рисунок 2. Потери в физических объемах импорта после введения / ужесточения санкционного режима

Источник: статистические органы стран, расчеты АКРА

Рисунок 3. Потери в физических объемах экспорта после введения/ужесточения санкционного режима

Источник: статистические органы стран, расчеты АКРА

Author: finprognozy

Добавить комментарий