Эпоха FAANG закончилась? Технологическим гигантам приходится несладко

Facebook (бывшее название Meta, организация запрещена в России), Amazon, Apple, Netflix, Google в течение долгих лет были объединены в группу быстрорастущих крупных технологических гигантов, захвативших лидерство на фондовом рынке и в нашей обыденной жизни. На конец апреля на долю FAANG приходилось 15% капитализации индекса широкого рынка S&P 500, но были моменты, когда показатель был даже выше.

Рост FAANG только усилился с началом пандемии коронавируса ввиду резкого ухода почти всех сфер жизни в онлайн – работы, учебы, общения, шопинга, развлечений. И все бы хорошо, но пандемия повлекла за собой и другие негативные последствия, вскрыла более глубинные проблемы, привела к ухудшению глобальной конъюнктуры и изменила поведение и предпочтения потребителей.

С начала 2022 года наблюдается существенная дивергенция в динамике акций FAANG в дополнение к понижательному тренду, который господствует на фондовых рынках в связи с началом цикла ужесточения денежно-кредитной политики. Ситуация складывается таким образом, что в дополнение к глобальным тенденциям каждый из представителей FAANG борется со своими индивидуальными проблемами. Не так трудно взойти на вершину, как удержаться на ней и сохранить за собой лидерство.

FB (YTD -37,6%)

Из негативных факторов, влияющих на бизнес компании, отмечаем изменение предпочтений пользователей и их вовлеченности, растущую конкуренцию между социальными сетями, замедление роста глобального рынка рекламы, изменение политики конфиденциальности Apple, новое регулирование в Европе. Растет популярность коротких видео, которые, однако, генерируют меньше рекламных доходов по сравнению с новостной лентой и сторис. В IV квартале прошлого года количество активных пользователей приложения Facebook (бывшее название Meta, организация запрещена в России), которому компания обязана своим громким именем и успехом, вообще начало сокращаться. Приложение Facebook (бывшее название Meta, организация запрещена в России) приобрело статус «для старичков» и уже не выдерживает конкуренции со стороны новых молодежных приложений Snapchat, TikTok и пр. Марк Цукерберг хочет спасти компанию за счет выхода в метавселенные, но пока метавселенная только требует миллиардных инвестиций и больше ничего, так что страдают из-за этого показатели прибыльности и маржинальности.

AAPL (YTD -13,2%)

Основными проблемами компании в последние месяцы стали перебои в цепочках поставок и локдаун из-за вспышки коронавируса в Китае. В КНР базируется большая часть поставщиков комплектующих для техники Apple: Foxconn, Pegatron, Compal Electronics, Quanta Computers и пр. Отчасти на бизнес влияет и дефицит чипов. Ажиотаж вокруг новых устройств Apple заметно поутих, а потребительская активность снижается из-за повышения процентных ставок. Тем не менее на фоне остальных корпораций компания выглядит довольно-таки неплохо и пока выдерживает давление со стороны рынка. Среди представителей FAANG динамика акций Apple с начала этого года наилучшая.

AMZN (YTD -26,9%)

По результатам I квартала Amazon отчитался о чистом убытке впервые с 2015 года из-за убытка от вложений в акции производителя электрокаров Rivian, а темпы роста выручки компании оказались самыми низкими с 2001 года. В потребительском сегменте доходы компании практически перестали расти, что отражает изменение поведения покупателей в условиях улучшения эпидемиологической обстановки и ослабления пандемии. Один только облачный бизнес Amazon демонстрирует высокие темпы роста и вселяет оптимизм. За квартал выручка облачной платформы AWS поднялась на 37% (г/г) до рекордных $18,4 млрд, а операционная прибыль взлетела на 57% (г/г) до рекордных $6,5 млрд. В условиях пандемии Amazon за 2020-2021 гг. в 2 раза расширила инфраструктуру и штат сотрудников, но теперь такая большая ресурсная база начинает тянуть финансовые показатели вниз, и операционная эффективность бизнеса снижается буквально на глазах. Amazon не смогла удержать контроль над стремительным ростом своего бизнеса, и теперь ей предстоит приложить немало усилий, чтобы вернуться к прежним высоким показателям прибыльности и маржинальности. За последние несколько кварталов денежные потоки компании уже успели стали отрицательными, что скорее является чертой молодой развивающейся компании, а никак не успешного бизнеса с 25-летней историей.

NFLX (YTD -66,6%)

За первые 3 месяца текущего года Netflix потеряла 200 тыс. подписчиков. Впервые за десятилетие компания зафиксировала отток подписчиков и прогнозирует еще более сильный отток во II квартале – около 2 млн. В I квартале сократилось число подписчиков в Северной Америке и Канаде, Европе, Латинской Америке, и только в АТР выросло. Компания признает, что привлекать подписчиков становится все труднее, и даже разнообразный контент, сериалы и фильмы с многомиллиардным бюджетом, видимо, не спасают. В связи с этим Netflix сообщил, что планирует запустить новую подписку с показом рекламы по более низкой стоимости в течение 1-2 лет. Наконец-то менеджмент начал мыслить в правильном направлении – как конкурировать с другими потоковыми сервисами, которые предлагают подписки по более низкой стоимости. По всей видимости, с такой же целью Netflix разрешил пользователям делиться свои аккаунтом с друзьями за символическую плату $2-3 в месяц. Интересно отметить, что Netflix решила войти в игровую отрасль и запустить игры для детей. Компания видит для себя здесь возможности для развития. Также планируется запуск аналога TikTok для детей. Возможно, таким образом Netflix делает ставку на то, подписчики продолжат покупать подписку если не для себя, то хотя бы для своих детей.

GOOGL (YTD -19,6%)

Alphabet – единственная компания среди представителей FAANG, выручка которой в I квартале показала прирост более чем на 20% (г/г). Но проблем у Alphabet тоже хватает. Рост рекламных доходов существенно замедлился из-за высокой базы прошлого года, ослабления курса евро относительно доллара и охлаждения рекламного рынка в АТР. Более того, доходы от рекламы на YouTube выросли всего лишь на 14% (г/г) ввиду сокращения расходов рекламодателей в Европе после начала украинского конфликта и прекращения почти всей коммерческой деятельности в России, и во II квартале негативное влияние данных факторов будет еще сильнее. В то же время облачный сегмент продолжает демонстрировать выдающиеся результаты — выручка в сегменте поднялась на 44% (г/г) до $5,8 млрд. В 2022 году Alphabet намерена сосредоточиться на монетизации коротких видео, которые стремительно набирают популярность. Но, как мы уже знаем, короткие ролики — менее доходные.

Возможно, 2022 год станет переломным моментом для технологических корпораций, а, возможно, мы увидим смену лидеров, ведь цикличность развития экономики никто не отменял.

В качестве возможных сценариев можно предположить, что Netflix и Meta (запрещена в РФ) покинут группу FAANG из-за крайне низких темпов роста финансовых результатов, потери доли на рынке и обвала рыночной стоимости акций. Netflix, конечно, никогда не могла похвастаться высокой капитализацией, а вот Meta (организация запрещена в России) — могла, но теперь пропустила вперед Tesla и NVIDIA, которые, кстати, вполне могут претендовать на место в рядах лидеров благодаря новым тенденциям. Не стоит забывать и про Microsoft, которая формально никогда не входила в FAANG, но при этом все последние годы ни в чем не уступала Apple, Amazon и Alphabet. Здесь ведь еще играет роль такой фактор, как рыночная власть. Apple, Alphabet, Microsoft имеют большую значимость в масштабах всей глобальной экономики, на них завязана деятельность огромного числа людей и организаций – без их продуктов и услуг уже сложно представить свою жизнь.

Если все-таки предположить, что FAANG полностью растеряет свои значимость и лидерство на фондовом рынке, то теоретически им на смену могли бы прийти крупнейшие фармацевтические компании. Это предположение основано на длинных циклах Кондратьева, которые задают вектор развития экономики на 40-60 лет. Эксперты ожидают, что, когда закончится эра интернета и новых технологий, на смену ей придет эра генетики, геномики и биотехнологий. Когда началась пандемия, фармацевтика и медицина получили дополнительный толчок к развитию, и многие как раз увидели в этом смысл. Но, видимо, пока этого недостаточно для полномасштабного перехода в новый цикл. Возможно, отрасль проявит себя через 10-15 лет.

И все же наиболее вероятным сценарием нам кажется, что сектор высоких технологии пока продолжит активно развиваться и не уступит пальму первенства. Технологии – это долгосрочная история об упрощении, экономии и повышении эффективности всех процессов. Определенные тенденции, появившиеся за последние 10 лет, уже иссякают, но им на смену приходят новые. В частности, сейчас сектором IT движет цифровая трансформация, а буквально через 1-2 года стремительно будут развиваться метавселенные. В этой связи, корпорации, которые добьются больших успехов по части метавселенных, и сформируют группу лидеров в технологическом секторе. И весьма вероятно, что Apple, Alphabet, Microsoft все еще будут в группе лидеров после того, как выпустят свои гарнитуры виртуальной и дополненной реальности.

Author: finprognozy

Добавить комментарий